«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ. Официально опубликован в «Российской газете» 31 июля 2007 года

Новые нормы, действующие с 11 августа 2007 года

Инспектор ДПС В соответствии с новой редакцией статьи 11.21 вываливание мусора, снега либо спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы, прокладка инженерных коммуникаций, установка рекламных конструкций, а равно установка дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода или придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами либо органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (!!! – ред.). Ранее штраф по данной статье составлял 300 рублей. Несмотря на то, что данная статья не относится к дорожному движению, она прямо влияет на безопасность движения.

Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, (п.2 статьи 12.1) влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей (ранее – 100 рублей).

Это важно! Из Кодекса исключена оговорка (примечание к статье 12.1) о запрете проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.

Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков (п.2 статьи 12.2) влечет наложение административного штрафа в размере 5000 (ранее – 2500) рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

В новой редакции примечания к статье 12.2 дано четкое определение нечитаемого регистрационного знака (штраф за нечитаемые знаки, как и ранее, 100 рублей):

"Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака."

Следовательно:

- если перегорела лампочка подсветки заднего знака, определенно можно готовиться платить штраф за нечитаемый знак;

- если не читается хотя бы один из символов в знаке, знак признается полностью нечитаемым;

- водителю стало относительно легко проконтролировать действия инспектора относительно признания знака нечитаемым: достаточно отойти на 20 метров и проверить читаемость.

В соответствии с новой редакцией статьи 12.3 отсутствие талона государственного технического осмотра, равно как и полиса ОСАГО, наказывается по п.2 этой статьи предупреждением или штрафом в 100 рублей. Ранее талон техосмотра в Кодексе упомянут не был.

Установлено особое административное наказание относительно размещения транспортных средств на проезжей части (новый п.1.1 статьи 12.14):

«Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей."

В соответствии с новой редакцией п.2 статьи 12.14 разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, влечет только наложение административного штрафа в размере ста рублей. Предупреждение по данной статье отменено.

Введена в действие новая редакция статьи 12.15, касающейся нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. В новой редакции статьи пункты 1 и 2 изменены местами по сравнению с ранее действующей редакцией.

Содержательно в данной статье изменилось следующее:

- нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней – штраф 500 рублей (ранее движение по обочине в данной статье не упоминалось; штраф составлял 200 рублей);

- движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей (ранее 100 рублей);

- выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Это новая норма КоАП, отличающаяся от общей нормы о выезде на встречную полосу;

- выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, во всех прочих случаях влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (ранее штраф от 300 до 500 рублей или лишение прав от 2 до 4 месяцев, сейчас штрафа не будет).

Утратило силу примечание к статье 12.19, в соответствии с которым в случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещалось применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.

При этом в соответствии с новой редакцией статьи 12.35 КоАП применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2000 (ранее от двухсот до пятисот) рублей; на должностных лиц – 20000 (ранее от одной тысячи до двух тысяч) рублей.

Таким образом, тот факт, что исключено примечание к статье 12.19, не означает возможности применять к участникам движения и собственникам ТС не установленные законом принудительные меры.

Нарушение правил перевозки крупногабаритных и опасных грузов из главы 11 Кодекса перенесено в главу 12 – новые статьи 12.21.1 и 12.21.2:

"Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

4. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.";

Таким образом, данные нормы более четко разделяют ответственность самого водителя, находящегося за рулем транспортного средства, и направившей его организации.

Ужесточена ответственность пешехода или иных участников дорожного движения за нарушение ПДД, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (статья 12.30):

- нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 300 (ранее ста) рублей;

- нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 (ранее от ста до трехсот) рублей.

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (новая статья 12.36.1), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей. Ранее наказание при таком правонарушении назначалось как при прочих правонарушениях – в минимальном размере.

Новые нормы, действующие с 1 января 2008 года

Инспектор ДПССамое большое количество норм, введенных новым законом, начнут применяться с 1 января 2008 года.

Срок возможного лишения специального права (например, права управления транспортным средством) в соответствии с новой редакцией статьи 3.8, п.2, увеличивается с двух до трех лет.

В соответствии с новой редакцией статьи 12.6 управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах, влечет за собой штраф в размере 500 рублей (ранее – предупреждение или штраф в размере 100 рублей).

Существенно меняется установленный статьей 12.7 порядок наказания за управление транспортным средством без прав.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере 2500 (ранее - от семисот до одной тысячи) рублей. Новый штраф установлен в твердой сумме, без «вилки» вариантов.

Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей. Ранее штраф составлял 1000 – 1500 рублей, арест предусмотрен не был. Теперь арест по данной статье становится основным видом наказания, а штраф может применяться только по отношению к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Новая редакция статьи 12.8 однозначно решает спорный вопрос, по какой статье квалифицировать административное правонарушение в том случае, если человек, лишенный водительских прав, управляет транспортным средством в состоянии опьянения. В соответствии с новым п.3 статьи 12.8 управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей. Следовательно, данных граждан полностью приравняли по степени наказания к лицам, лишенным водительских прав.

Уточнена также и ситуация, когда имеет место повторное нарушение норм статьи 12.8, то есть управление транспортным средством в состоянии опьянения или передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. В соответствии с новым п.4 статьи 12.7 повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 данной статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года.

Штрафы за скорость (статья 12.9):

- штраф за превышение скорости более чем на 10, но менее чем на 20 км/ч, не изменится и по-прежнему составит предупреждение или штраф в размере 100 рублей;

- штраф за превышение скорости более чем на 20, но менее чем на 40 км/ч, составит 300 рублей (ранее от 100 до 200);

- штраф за превышение скорости более чем на 40, но менее чем на 60 км/ч, составит от 1000 до 1500 рублей (ранее от 200 до 300);

- штраф за превышение скорости более чем на 60 км/ч, составит от 2000 до 2500 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (ранее от 300 до 500 рублей или лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев).

Установлено, что повторное пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год (ст.12.10, новый п.3).

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (за исключением случаев проезда через ж/д пути) влечет административный штраф в размере 700 (ранее – 100) рублей (ст.12.12).

Увеличены штрафы и срок лишения прав за нарушения, причинившие вред здоровью (статья 12.24):

- нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 (ранее – от пятисот до восьмисот) рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до полутора лет (ранее от трех до шести месяцев);

- нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 2500 (ранее от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот) рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет (ранее от шести месяцев до одного года).

Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (новый п.2 статьи 12.26) влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев оставления водителем места ДТП (п.1 статьи 12.27), влечет наложение административного штрафа в размере 1000 (ранее от ста до двухсот) рублей. Следовательно, по данной статье квалифицируются нарушения пункта 2.5 ПДД:

«2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.»

Таким образом, невыставление при аварии знака аварийной остановки будет наказываться штрафом в размере 1000 рублей.

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (п.2 статьи 12.27), влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. Таким образом, штраф по данной статье больше не налагается – или лишение, или арест.

Новым п.3 статьи 12.27 КоАП разрешен встречавшийся на практике сложный случай, когда водитель, заподозренный в наличии состояния опьянения, демонстративно принимал спиртные напитки до направления на экспертизу. С 1 января 2008 года невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Следовательно, такое нарушение приравняли к общему лишению прав за управление ТС в состоянии опьянения.

Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах (ст.12.28), влечет наложение административного штрафа в размере 500 (ранее – 100) рублей.

Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения (за исключением пешехода и водителя механического транспортного средства) (п.3 ст.12.29), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 (ранее от 100 до 300) рублей.

Ужесточается ряд наказаний для лиц (организаций), осуществляющих эксплуатацию транспортных средств.

Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра (п.1 ст.12.31), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 (ранее от ста до трехсот) рублей.

Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст.12.32), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 20 000 (!!! Ранее от пятисот до одной тысячи) рублей.

Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения (ст.12.33), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи пятисот рублей (ранее 300 – 500 рублей); на должностных лиц - пяти тысяч рублей (ранее 500 – 1000 рублей); на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (ранее 5000 – 10000 рублей).

Определен новый, уточненный порядок выдачи временного разрешения (п.3 статьи 27.10). При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Новые нормы, действующие с 1 июля 2008 года

Инспектор ДПСОграничивается понятие презумпции невиновности при административных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения.

В соответствии с новой редакцией статьи 1.5 КоАП РФ лицо будет обязано доказывать свою невиновность в случае фиксации административного правонарушения в сфере дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Соответственно, в силу новой статьи 2.6.1 при совершении административного правонарушения в сфере ПДД установлена презумпция вины собственника транспортного средства:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц."

Следовательно, в том случае, если автомобиль продан по доверенности, ответственность за любые совершенные за рулем этого автомобиля нарушения будет нести собственник, пока не докажет, что за рулем транспортного средства находился не он.

С 1 июля 2008 года статьей 27.12 установлено определение состояния опьянения:

" Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ."

Пока постановление Правительства в развитие данной нормы не принято.

Также с 1 июля 2008 года статьей 27.13 определены условия для законного задержания транспортного средства:

"При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи (должностным лицом органа внутренних дел – ред.), в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается."

Случаи, когда с 1 июля 2008 года транспортное средство можно законно помещать на спецстоянку или блокировать:

- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ст.12.3, п.1);

- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ст.12.5, п.2);

- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ст.12.7, п.1);

- управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ст.12.7, п.2);

- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8, п.1);

- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами (ст.12.8, п.3);

- нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ст.12.19, п.4);

- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (ст.12.21.1, п.1);

- перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров (ст.12.21.1., п.2);

- перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами (ст.12.21.2, п.1);

- невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.12.26).